Аннотация.
Статья предназначена учителям–предметникам,
а также всем педагогам, чья деятельность
связана с детьми с кохлеарной имплантацией и нарушением слуха. На примере
школьного предмета географии из опыта учителя
объяснены и продемонстрированы особенности преподавания устному
предмету: коррекционная работа на уроке с дежурным звуком, тематическим словарем, особенности объяснения материала с
использованием пособия «География в фотографиях, схемах и таблицах» и
использование «Справочно-информационного электронного пособия с заданиями».
Материал статья может быть полезен
родителям детей с нарушенным слухом.
Ключевые слова.
Дети с кохлеарной имплантацией, обучение географии детей с
нарушением слуха, обучение устным предметам.
Попробуйте представить, что вы находитесь
вчужой стране, не зная иностранного языка. Естественно возникнут проблемы в
понимании. Можно попробовать объясниться
жестами, но как вы при этом
будите себя чувствовать? Выход из ситуации есть - учить иностранный язык.
Ребенок с кохлеарной имплантацией
напоминает иностранца, который начал изучать язык страны, в которой уже живет.
Он все слышит, но понимает только отдельные слова и часто используемые фразы по
ситуации общения.Ему необходимо научиться распознавать, понимать, говорить. Это
обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании
личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция
языка и речи.
Следует отметить, что обучающиеся приходят
на уровень основного общего образования с разным уровнем речевого развития.
Есть уникальные «болтуны» в хорошем смысле слова, способные воспринимать
длинные фразы, высказываться полными распространенными предложениями и
наоборот, «молчуны», отвечающие одним словом, причем чаще существительным. Всё,
конечно же, зависит от психофизического индивидуального развития ребенка.
Казалось бы, на уроках устных предметов для развития речи детей с
нарушением слуха огромное поле деятельности, но существуют особенности, которые
следует учитывать.
Звуки, воспринимаемые через имплант и
речевой процессор, немного отличаются от
восприятия нормально слышащего уха, а
также звучания речи людей и окружающих
звуков через слуховой аппарат. Поэтому необходимо постоянное поэтапное развитие
слухового восприятия обучающихся с кохлеарной имплантацией. Этому способствует
слухоречевой подход – свободное восприятие школьником окружающих звуков и речи,
а именно, предоставление детям на уроке
возможности восприятия на слух звуков природы: пение птиц, звуки леса и
природных явлений и объектов (гром, водопад, ливень, вулкан).
Данный подход базируется на том, чтобы
научить ребенка воспринимать звуки окружающей среды, приводя к естественному
развитию речи и языка, а это в свою очередь требует создания слухоречевой
окружающей среды, в которой независимо от возможностей восприятия речи и
уровня речевого развития, побуждается к говорению и требуется от ребенка речь.
У некоторых детей с кохлеарным имплантом
характерны проблемы построения развернутого высказывания. Часто наблюдается
инертность в выборе языковых средств и отсутствие языкового чутья, развить
которое значительно сложнее, чем научить ребенка использовать в своей речи
готовые образцы высказываний. Формированию лексической и грамматической стороны
речи детей с нарушенным слухом на уроке уделяется много внимания и времени:
проводится коррекционная работа с дежурным звуком, фонетическая зарядка или
разминка, отрабатывается словарь по данной теме на протяжении всего урока.
Содержание
пособия отражает тематику
общеобразовательной программы по
географии 5-9 классы. Пособие оформлено
на листе формата А4 предполагает
индивидуальное использование, словарные
слова по теме и весь текст пронатирован по правилам орфоэпии.
Тематический
материал по географии представлен в виде логических опорных конспектов, то
есть, компактное отображение основного учебного материала с указанием
логической структуры. Материал в таком
виде лучше запоминается и допускает более широкие возможности переноса его на
новые ситуации.
Другая часть материала оформлена в
справочно-информационных,
сравнительных, обучающих таблицах-заданиях. Самые простейшие схемы отражают составные
части темы, но обязательно являются единым целым, создавая легко запоминающийся образ.Оборотная сторона служит
справочно-информационной, развивающей, обогащающей словарный запас школьников с
нарушением слуха. Большой плюс пособия в
том, что индивидуальное
использование возможно на
любом этапе урока, в любое время вспомнить материал, даже если прошел ни один
год.
С целью лучшего запоминания на уроках географии применяются
тематические тренажеры, позволяющие к тому же самостоятельно оценить
уровень знаний.
Важным условием успешного обучения устному
предмету детей с нарушением слуха несомненно является систематическое побуждение к говорению на
всех этапах урока, умение слышать и осознавать речь окружающих, самостоятельное
аргументированное проведение рефлексии
обучающимся.
Возвращаясь к мысли начала статьи об иностранном языке, хочется
предостеречь, что погружение в слухоречевую среду не должно быть спонтанным,
хаотичным, быстротечным.Только правильно спланированная поэтапная
профессиональная коррекционная работа даст результат, а насколько он будет
хорош, зависит от педагога и психофизического развития самого ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий