четверг, 21 марта 2019 г.

Методические рекомендации по преемственности между начальным и общим основным образованием

Методические рекомендации по преемственности между начальным и общим основным образованием в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Сулим Е.М., руководитель МО
учителей-предметников

Исходя из накопленного  опыта  школы   по  вопросу преемственности между уровнями начального общего и основного общего образования, следует выделить шесть направлений организации работы:
·        Организация учебной деятельности
·        Коррекционная работа
·        Воспитательная работа
·        Работа с родителями
·        Психологическое сопровождение
·        Работа с детьми, требующими особого педагогического внимания
К вопросу об организации учебной деятельности, в период перехода обучающихся с уровня начального общего на уровень основного общего образования, следует подходить всесторонне, целостно и планомерно. Целесообразно составить План работы
по преемственности между начальным и основным общим образованием, включающим мероприятия направленные на взаимодействие учителей начальной школы, работающих в выпускных классах и учителей-предметников, принимающих выпускников в следующем учебном году. Например, в нашей образовательной организации на совместных заседаниях методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников обсуждаются пути обеспечения единства подходов к построению учебной деятельности. Во-первых, определяется наличие связей между Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования и Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования, поскольку вторая программа должна быть логическим продолжением первой. Во-вторых, анализируется соблюдение преемственности содержания используемых учебно-методических комплексов. В-третьих, в дальнейшем обучении детей рассматривается возможность применения форм, методов и технологий, используемых в учебной деятельности начальной школы. По причине психофизических особенностей обучающихся с нарушениями слуха с целью более  эффективного восприятия учебного материала педагогами начальной школы и основного общего образования был  выработан единый подход к составлению обучающимися «Справочника по русскому языку» и «Справочнику по математике». С целью изучения уровня усвоения предметных знаний, умений, универсальных учебных действий, в школе введена единая система итогового контроля в выпускном 4 (5) классе и вводного контроля в 5 (6) классе, включающая в себя знакомство педагогов уровня основного общего образования с результатами промежуточной аттестации и анализом мониторинга универсальных учебных действий. Также педагоги привлекаются к проверке Всероссийских контрольных работ в выпускных классах. Не следует забывать о психологическом аспекте, поскольку посещения уроков в 4 (5) классе необходимы не только для изучения особенностей работы с классным коллективом и методических приемов обучения детей данного класса, но и для налаживания психологического контакта нового учителя с обучающимися, формирования положительной мотивационной составляющей. С целью возможной помощи, корректировки работы учителя-предметника с пятиклассниками практикуется посещение уроков учителем начальных классов.
Организация коррекционной работы с обучающимися с нарушенным слухом включает в себя консультативное сотрудничество учителей – дефектологов и учителей – предметников. В начале учебного года учитель-дефектолог знакомит с индивидуальными результатами обследования состояния слуха пятиклассников, рекомендует рабочее расстояние  и консультирует по работе с экраном. Все учителя-предметники получают профили произношения (в которых обозначены проблемные звуки каждого обучающегося) и план работы с дежурным звуком. Учитель-дефектолог, работающий с детьми,  посещает открытые уроки  и дает свои рекомендации.
По третьему направлению – воспитательная работа следует отметить важную роль классного руководителя начальных классов, который составляет подробную индивидуальную характеристику обучающихся. В виду специфики образовательного учреждения и обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья,   характеристика  содержит следующую информацию:
·                общие сведения; сведения о семье;
·                общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка;
·        характеристика обучаемости; соответствие объёма школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики; обученность (развитие устной речи, чтение, владение письменной речью, сформированность учебных навыков по математике); усвоение адаптированной образовательной программы (динамика);
·        состояние слуха и речи обучающегося;
·        поведение и общение в учебной ситуации; эмоциональное-волевое состояние в учебной ситуации;
·        общие выводы и впечатления о ребенке.
Преемственность воспитательной работы сохраняется и в работе воспитателей групп продленного дня. Например, программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства. Материал программы разделен  на 3 блока (школа, в мире географии, экология) и является логическим продолжение окружающего мира и вводным в новые предметы – биология и география. 
В следующем направлении - работа с родителями, следует организовывать взаимодействие будущего классного руководителя с родителями выпускников начальной школы заранее. Проведение совместного последнего в начальной школе родительского собрания дает новому классному руководителю возможность налаживания контакта с родителями (законными представителями), понимания  контингента  родителей и формирования представления по  выстраиванию дальнейшей работы. Также на собрание приглашается учитель-дефектолог, с целью консультации родителей по организации работы со звуками в летний период времени.  На первом родительском собрании в новом учебном году классный руководитель  формирует представление родителей пятиклассников об  Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования и срокамиее реализации. Каждый родитель должен четко иметь представление о получаемом уровне образования и строить траекторию дальнейшего обучения профессии своего  ребенка.  На родительское собрание в конце учебного года, при завершении уровня начального общего образования, приглашаются учителя-предметники, которые знакомят родителей (законных представителей) со  своими требованиями  и  приемами работы с учебниками по каждому учебному предмету.
Психологическое сопровождение обучающихся нашей школы проводится на всех уровнях обучения, но особенно оно важно в адаптационный период. Начало подготовки к переходу на уровень  основного общего  образования начинается с диагностики готовности обучающихся к переходу. По результатам диагностики при необходимости проводятся коррекционные занятия педагога-психолога. В течение первой четверти педагог-психолог посещает уроки, занятия пятиклассников, а затем проводит мониторинг уровня тревожности школьника. На основании результатов педагог-психолог дает рекомендации родителям, классному руководителю и учителям-предметникам.
Шестое направление - это работа с детьми, требующими особого педагогического внимания. С целью обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического  соповождения обучающихся с отклонениями в развитии и (или) декомпенсации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными  индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в школе создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Данный консилиум –  это объединение специалистов школы, для комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности  адаптации к условиям школы в связи с отклонениями в здоровье.  Задачами ПМПк являются:
·        выявление и ранняя диагностика в развитии ребенка;
·        профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;
·        определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста;
·        при положительной динамики и компенсации отклонений в развитии -определение путей интеграции ребенка в классы, обучающиеся по основным образовательным программам.
Дети, направленные классным руководителем на обследование в ПМПк, находятся под наблюдением специалистов в течение всего периода обучения в школе. Все изменения формы или вида обучения фиксируется в Карте индивидуального сопровождения. «Карта индивидуального сопровождения обучающегося» (далее Карта) является внутренним документом образовательной организации и предназначена только для служебного пользования. Структура Карты позволяет собрать и систематизировать в одном месте все необходимые сведения о ребенке, делает удобным фиксацию и анализ педагогических наблюдений. Карта является  элементом информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, создавая оптимальные условия для осуществления  индивидуального подхода к ребенку, развития его потенциальных возможностей и предупреждения поведенческих проблем и построена на принципах раннего, всестороннего, комплексного, целостного и динамического изучения детей с комплексными нарушениями. Она служит целям обеспечения преемственности, сопровождая ребенка с момента поступления в учреждение до окончания срока пребывания в нем; создает предпосылки для непрерывности коррекционной работы при переходе ребенка «из рук в руки»; позволяет видеть целостную и всестороннюю картину усилий всех педагогов и специалистов. Рекомендуемое содержание карты:
I.       Титульный лист;
II.    Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (копия);
III. Договор между родителями (законными представителями) и образовательной организацией в лице директора школы о психолого-медико-педагогическом сопровождении ребенка;
1.   Сведения социального характера;
2.   Медицинские данные;
3.   Психолого-педагогическая информация;
4.   Запись педагогических наблюдений;
5.   Рекомендации;
6.   Сведения о работе с родителями;
7.   Характеристики;
8.   Карта отслеживания динамики освоения навыков по предметам;
9.   Рекомендательное письмо.
Несмотря на то, что  работа с детьми, требующими особого педагогического внимания 
проводится на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении  на момент адаптации особенно важно помнить о создании для обучающихся обстановки психологического комфорта.
Исходя из выше изложенного,  следует, что  выстроенная система организационно-методической деятельности по преемственности между начальным и общим основным образованием отражает специфику школы и учитывает ограниченные возможности  всего контингента обучающихся. Совместная, последовательная, систематическая и перспективная работа всего педагогического коллектива школы по всем шести направлениям позволяет добиться хорошего результата в вопросе преемственности,  а   адаптация детей проходит безболезненно и успешно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий