Методические рекомендации по
преемственности между начальным и общим основным образованием в КОУ
«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№1»
Сулим Е.М., руководитель МО
учителей-предметников
Исходя из накопленного опыта
школы по вопросу преемственности между уровнями начального
общего и основного общего образования, следует выделить шесть направлений
организации работы:
·
Организация учебной деятельности
·
Коррекционная работа
·
Воспитательная работа
·
Работа с родителями
·
Психологическое сопровождение
·
Работа с детьми, требующими особого
педагогического внимания
К
вопросу об организации учебной деятельности, в период перехода обучающихся с уровня
начального общего на уровень основного общего образования, следует подходить
всесторонне, целостно и планомерно. Целесообразно составить План работы
по
преемственности между начальным и основным общим образованием, включающим
мероприятия направленные на взаимодействие учителей начальной школы, работающих
в выпускных классах и учителей-предметников, принимающих выпускников в
следующем учебном году. Например, в нашей образовательной организации на
совместных заседаниях методических объединений учителей начальных классов и
учителей-предметников обсуждаются пути обеспечения единства подходов к построению
учебной деятельности. Во-первых, определяется наличие связей между
Адаптированной основной образовательной программой начального общего
образования и Адаптированной основной образовательной программой основного
общего образования, поскольку вторая программа должна быть логическим
продолжением первой. Во-вторых, анализируется соблюдение преемственности
содержания используемых учебно-методических комплексов. В-третьих, в дальнейшем
обучении детей рассматривается возможность применения форм, методов и
технологий, используемых в учебной деятельности начальной школы. По причине
психофизических особенностей обучающихся с нарушениями слуха с целью более эффективного восприятия учебного материала
педагогами начальной школы и основного общего образования был выработан единый подход к составлению
обучающимися «Справочника по русскому языку» и «Справочнику по математике». С
целью изучения уровня усвоения предметных знаний, умений, универсальных учебных
действий, в школе введена единая система итогового контроля в выпускном 4 (5)
классе и вводного контроля в 5 (6) классе, включающая в себя знакомство
педагогов уровня основного общего образования с результатами промежуточной аттестации
и анализом мониторинга универсальных учебных действий. Также педагоги привлекаются
к проверке Всероссийских контрольных работ в выпускных классах. Не следует
забывать о психологическом аспекте, поскольку посещения уроков в 4 (5) классе
необходимы не только для изучения особенностей работы с классным коллективом и методических
приемов обучения детей данного класса, но и для налаживания психологического
контакта нового учителя с обучающимися, формирования положительной
мотивационной составляющей. С целью возможной помощи, корректировки работы
учителя-предметника с пятиклассниками практикуется посещение уроков учителем
начальных классов.
Организация
коррекционной работы с обучающимися с нарушенным слухом включает в себя
консультативное сотрудничество учителей – дефектологов и учителей –
предметников. В начале учебного года учитель-дефектолог знакомит с индивидуальными
результатами обследования состояния слуха пятиклассников, рекомендует рабочее
расстояние и консультирует по работе с
экраном. Все учителя-предметники получают профили произношения (в которых
обозначены проблемные звуки каждого обучающегося) и план работы с дежурным
звуком. Учитель-дефектолог, работающий с детьми, посещает открытые уроки и дает свои рекомендации.
По
третьему направлению – воспитательная работа следует отметить важную роль
классного руководителя начальных классов, который составляет подробную
индивидуальную характеристику обучающихся. В виду специфики образовательного
учреждения и обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья, характеристика
содержит следующую информацию:
·
общие сведения;
сведения о семье;
·
общая осведомленность и
социально-бытовая ориентировка;
·
характеристика
обучаемости; соответствие
объёма школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой
динамики; обученность (развитие устной речи,
чтение, владение письменной речью, сформированность учебных навыков по
математике); усвоение адаптированной образовательной
программы (динамика);
·
состояние слуха и речи
обучающегося;
·
поведение и общение в
учебной ситуации; эмоциональное-волевое состояние в учебной ситуации;
·
общие выводы и впечатления о
ребенке.
Преемственность воспитательной
работы сохраняется и в работе воспитателей групп продленного дня. Например, программа «Хочу все знать!» является
интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего
мира, технологии, изобразительного искусства. Материал программы разделен на 3 блока (школа, в мире географии,
экология) и является логическим продолжение окружающего мира и вводным в новые
предметы – биология и география.
В следующем направлении - работа с
родителями, следует организовывать взаимодействие будущего классного
руководителя с родителями выпускников начальной школы заранее. Проведение
совместного последнего в начальной школе родительского собрания дает новому
классному руководителю возможность налаживания контакта с родителями (законными
представителями), понимания
контингента родителей и
формирования представления по
выстраиванию дальнейшей работы. Также на собрание приглашается
учитель-дефектолог, с целью консультации родителей по организации работы со
звуками в летний период времени. На
первом родительском собрании в новом учебном году классный руководитель формирует представление родителей
пятиклассников об Адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования и срокамиее
реализации. Каждый родитель
должен четко иметь представление о получаемом уровне образования и строить
траекторию дальнейшего обучения профессии своего ребенка. На родительское собрание в конце учебного
года, при завершении уровня начального общего образования, приглашаются учителя-предметники,
которые знакомят родителей (законных представителей) со своими требованиями и приемами работы с учебниками по каждому
учебному предмету.
Психологическое сопровождение
обучающихся нашей школы проводится на всех уровнях обучения, но особенно оно
важно в адаптационный период. Начало подготовки к переходу на уровень основного общего образования начинается с диагностики
готовности обучающихся к переходу. По результатам диагностики при необходимости
проводятся коррекционные занятия педагога-психолога. В течение первой четверти
педагог-психолог посещает уроки, занятия пятиклассников, а затем проводит
мониторинг уровня тревожности школьника. На основании результатов
педагог-психолог дает рекомендации родителям, классному руководителю и
учителям-предметникам.
Шестое направление - это работа с
детьми, требующими особого педагогического внимания. С целью обеспечения
диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического соповождения обучающихся с отклонениями в
развитии и (или) декомпенсации и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и
нервно-психического здоровья в школе создан психолого-медико-педагогический
консилиум (ПМПк). Данный консилиум – это
объединение специалистов школы, для комплексного, всестороннего, динамического
диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают
трудности адаптации к условиям школы в
связи с отклонениями в здоровье. Задачами
ПМПк являются:
·
выявление
и ранняя диагностика в развитии ребенка;
·
профилактика
физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;
·
определение
готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста;
·
при
положительной динамики и компенсации отклонений в развитии -определение путей
интеграции ребенка в классы, обучающиеся по основным образовательным
программам.
Дети, направленные классным
руководителем на обследование в ПМПк, находятся под наблюдением специалистов в
течение всего периода обучения в школе. Все изменения формы или вида обучения
фиксируется в Карте индивидуального сопровождения. «Карта
индивидуального сопровождения обучающегося» (далее Карта) является внутренним
документом образовательной
организации и предназначена только для служебного пользования.
Структура Карты позволяет собрать и систематизировать в одном месте все
необходимые сведения о ребенке, делает удобным фиксацию и анализ педагогических
наблюдений. Карта является элементом
информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, создавая
оптимальные условия для осуществления
индивидуального подхода к ребенку, развития его потенциальных
возможностей и предупреждения поведенческих проблем и построена на принципах
раннего, всестороннего, комплексного, целостного и динамического изучения детей
с комплексными нарушениями. Она служит целям обеспечения преемственности,
сопровождая ребенка с момента поступления в учреждение до окончания срока
пребывания в нем; создает предпосылки для непрерывности коррекционной работы
при переходе ребенка «из рук в руки»; позволяет видеть целостную и всестороннюю
картину усилий всех педагогов и специалистов. Рекомендуемое содержание карты:
I.
Титульный лист;
II.
Заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (копия);
III. Договор
между родителями (законными представителями) и образовательной организацией в
лице директора школы о психолого-медико-педагогическом
сопровождении ребенка;
1.
Сведения социального характера;
2.
Медицинские данные;
3.
Психолого-педагогическая информация;
4.
Запись педагогических наблюдений;
5.
Рекомендации;
6.
Сведения о работе с родителями;
7.
Характеристики;
8.
Карта отслеживания динамики освоения навыков по
предметам;
9.
Рекомендательное письмо.
Несмотря
на то, что работа с детьми, требующими
особого педагогического внимания
проводится
на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении на момент адаптации особенно важно помнить о
создании для обучающихся обстановки психологического комфорта.
Исходя из выше изложенного,
следует, что выстроенная система
организационно-методической деятельности по преемственности между начальным и
общим основным образованием отражает специфику школы и учитывает ограниченные
возможности всего контингента
обучающихся. Совместная, последовательная, систематическая и перспективная работа
всего педагогического коллектива школы по всем шести направлениям позволяет
добиться хорошего результата в вопросе преемственности, а адаптация
детей проходит безболезненно и успешно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий