суббота, 11 мая 2019 г.

Программа «Формирование культуры здорового питания воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.

В настоящее время    исследования, проведенные в различных регионах РФ, показали, что структура питания населения, особенно детей школьного возраста, характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, растительное масло, фрукты и овощи. При этом существенно увеличивается потребление хлеба и хлебопродуктов, а также картофеля. Как следствие сложившейся структуры питания на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса: дефицит животных белков, дефицит полиненасыщенных жирных  кислот на фоне избыточного поступления животных жиров, большинства витаминов, ряда минеральных веществ и микроэлементов.
Недостаточное потребление белка, витаминов и других жизненно необходимых макро- и микронутриентов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, интеллектуальных способностей, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает иммунитет. Разрешить эту проблему можно с помощью организации здорового рационального питания.
Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого воспитанники и обучающиеся  должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
Бесспорно, здоровье закладывается в  раннем детстве и формируется в юности. Соблюдение режима питания, витаминная обеспеченность, рациональное питание помогут школьникам избежать переутомления, повысить работоспособность и улучшить успеваемость.
Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью  или попустительством со стороны родителей.
Пропаганда здорового питания важна  для акцентирования родительского внимания на формирование правильного  питания воспитанников и обучающихся потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания школ и детских садов, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.
Здоровое  питание – один из важнейших факторов, способствующих нормальному развитию ребенка, сохранению здоровья, повышениюработоспособности и продлению жизни. При этом гигиенические требования к пище и питанию заключаются в том, что пища должна:

  •  потребляться в количестве, достаточном для возмещения энергетических затрат организма;
  •   содержать все вещества, необходимые для построения тканей и органов и нормального течения физиологических процессов: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду;

  •      иметь небольшой объем и создавать чувство сытости;
  •          быть легко и хорошо усваиваемой;
  •     обладать приятным вкусом, запахом, внешним видом и вызывать аппетит;
  •         иметь соответствующую структуру;
  •        быть разнообразной, состоять из различных продуктов животного и растительного происхождения;
  •      быть доброкачественной.

Одна из первоочередных задач процесса воспитания - содействие здоровому образу жизни подростков, создание условий для субъективной позиции ребенка в формировании культуры здорового питания, готовности  поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии и проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. Решение данной задачи послужило отправной точкой для создания программы   «Формирование культуры здорового питания воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Основная идея программы -формирование культуры здорового питания  ребенка, развитие  субъективной  позиции  школьника  в  отношение к собственному питанию.

I   ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:создание условий, способствующих формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья  основ культуры здорового питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:

  •       организовать образовательно-разъяснительную работу по вопросам здорового питания;

  •          пропагандировать принципы здорового и полноценного питания;

  •         воспитывать у детей осознанное отношение к своему питанию;

  •        сформировать знания о полезных и вредных продуктах;
  •  формировать навыки санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи;
  •        развивать самостоятельность и     самоконтроль;

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ


  •        повышение приоритета здорового питания;
  •   повышение мотивации к здоровому образу жизни через культуру питания;
  •        сформированное  осознанное отношение к своему питанию;
  •  поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровыхдетей;
  •      привлечение внимания к повышению качества питания воспитанников и обучающихся;
  •       сформированное положительное отношение к здоровой пище;

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ.

В основу Программы формирования культуры здорового питания положены следующие принципы.
Принципактуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией о роли здорового питания в жизни человека.
Принцип доступности.  В соответствии с этим принципом дошкольникам  предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предполагает  использование сюжетно – ролевых,  дидактических, сенсорных  игр, рисование, театральные постановки, просмотр презентаций, составление аппликаций, лепка, заучивание стихов, занятий по составлению полезного рациона, экскурсий, чтение и обсуждение произведений художественной литературы о пользе здоровой пищи, о важности соблюдения гигиенических норм.
 Принцип положительного ориентированияВ соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров родителей и воспитателей, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
Принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников и обучающихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

II  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ:

Формирование культуры правильного питания у воспитанников и обучающихся осуществляется через групповые и  индивидуальные формы работы.
Практические:

  •  создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в образовательном учреждении;
  •        демонстрация ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.

Словесные:

  •      беседы;
  •        дидактические игры;
  •      сюжетно — ролевые игры;
  •      моделирование ситуаций;
  •       консультации;
  •      наблюдения.
Наглядные:

  •     организация выставок, конкурсов;
  •       сбор фотоматериалов;
  •      рассматривание иллюстраций;
  •        личный пример взрослых.
2.2. Направление «Работа с родителями» предполагает привлечение  родителей в процесс работы  по формированию здорового питания; проводить просветительскую работу по данной тематике; 
выявить  интерес родителей в вопросе о правильном здоровом  питании  детей;  
развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность посредством совместной деятельности родителей и педагогов.

Способствовать развитию интереса родительской общественности к проблемам здорового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; прививать навыки культуры  здорового питания в семье; выполнять рекомендации  медработников по питанию в семье.

Организовать  образовательно-разъяснительную работу  по вопросам здорового питания; пропагандировать  принципы  здорового и полноценного питания в семье;

2.3. НАПРАВЛЕНИЕ «РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ».

Первый и второй год обучения
1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и здоровом питании.В течение всего года формировать у детей представлений о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: нос – нюхать, язык - пробовать (определять) на вкус; 

2.Воспитание культурно-гигиенических навыков воспитанников. Развивать  умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой;сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом;воспитывать выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить “спасибо”.

Третий год обучения.
1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и здоровом питании.
Формировать представления о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

2.Воспитание культурно-гигиенических навыков
Совершенствовать  культурно – гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды; совершенствовать  элементарных навыков поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Четвертый год обучения.
1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и здоровом питании,   привычки самостоятельно мыть руки перед едой; совершенствовать  навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
Воспитывать  потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов; формировать представления о необходимых человеку веществах и витаминах.

Пятый год обучения.
1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и здоровом питании.
Расширение   представления детей о рациональном питании(объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие питания, питьевой режим).

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Совершенствование  умения  сохранять правильную осанку за столом, обращаться с просьбой, благодарить.

2.4. НАПРАВЛЕНИЕ «РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ УРОВНЯ  НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ».

Обучающиеся 7-8 лет.
Формирование    представления детей  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; воспитание   готовности  заботиться и укреплять здоровье через здоровое питание;
развитие   кругозора,  слухо – зрительного  восприятия  лексики по данной теме.

Обучающиеся9-11 лет.
Расширение  знания детей о правилах здорового  питания, направленных на сохранение и  укрепление   здоровья;формирование  готовности  выполнять  правила  здорового питания;развитие   навыков   правильного питания;

Обучающиеся12-14 лет.
Пробуждение  у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;развитие  представления о правилах этикета, связанных с питанием;  осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;формирование  представления о социокультурных  аспектах питания, его связи с  культурой  и историей народа;
развивать слухо – зрительное восприятие по теме.

Обучающиеся 15-18 лет
Усвоить основы культуры здорового  питания; сформировать и применять правила этикета по данной теме; усвоить значение правильного питания   и роль витаминов и микроэлементов для молодого растущего организма; сформировать жизненную позицию о здоровом питании;уяснить меры предосторожности от острых кишечных заболеваний; гарантировать  качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании в школе;  проводить профилактику среди детей и подростков инфекционных инеинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;


III   МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОГРАММЫ -  ВОСПИТАННИКИ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,  ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧАЮЩИЕСЯ  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Участники реализации программы.
1. Администрация школы:
·        Контроль качества питания.
·        Контроль обеспечения порядка в столовой.
·        Контроль культуры принятия пищи.
·        Контроль  проведения   воспитательно-просветительской   работы   с воспитанниками и обучающимися   по привитию навыков культуры здорового питания.

2. Работники столовой:
·        Составление рационального питания на день и перспективного меню.
·        Включение в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод.
·        Обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи.
·        Использование   современных  технологии   приготовления   пищи  для сохранения питательной ценности продуктов.
3.  Педагоги:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
·        Проведение бесед о здоровом,  рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма.
·        Воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи.
·        Проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье

4.  Родители:
·        Привитие навыков культуры питания в семье.
·        Выполнение рекомендаций классных руководителей и медработников по питанию в семье.

5.  Обучающиеся:
·        Соблюдение правил здорового питания.
·        Дежурство по столовой.
·        Участие в различных мероприятиях.

3.2.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ И СРОКИ  ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на три года (2017-2020 г.).
I этап - организационный (2 полугодие 2017-2018 учебного года)
II этап -  основной (2018-2019, 2019-2020 учебные годы)

  •       Проведение диагностических исследований, исследование удовлетворенности питанием обучающихся,  родителей.
  •       Объединение усилий педагогов, администрации, родителей, медиков на решение поставленных задач.
  •      Проведение семинаров для педагогических работников и родителей
  •         Организации внеклассных мероприятий  для обучающихся.
  •      Улучшение материальной базы школьной столовой.
  •      Осуществление обмена и распространение опыта работы.
  •      Постоянное пополнение банка данных (диагностические методики, методические рекомендации, разработки учителей и др.) III этап – рефлексивный (2020-2021 учебный год)
  •       Проведение мониторинговых исследований по результатам реализации программы.
  •       Разработка рекомендационных материалов.

         Всю программу включая таблицы можно скачать по ссылке 

https://drive.google.com/file/d/1cC2-2HjW4-WFDIrqbAtOCXKtgQJauqEc/view?usp=sharing

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий