Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.
В настоящее время исследования, проведенные в различных регионах РФ, показали, что структура питания населения, особенно детей школьного возраста, характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, растительное масло, фрукты и овощи. При этом существенно увеличивается потребление хлеба и хлебопродуктов, а также картофеля. Как следствие сложившейся структуры питания на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса: дефицит животных белков, дефицит полиненасыщенных жирных кислот на фоне избыточного поступления животных жиров, большинства витаминов, ряда минеральных веществ и микроэлементов.
Недостаточное потребление белка, витаминов и других жизненно необходимых макро- и микронутриентов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, интеллектуальных способностей, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает иммунитет. Разрешить эту проблему можно с помощью организации здорового рационального питания.
Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого воспитанники и обучающиеся должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
Бесспорно, здоровье закладывается в раннем детстве и формируется в юности. Соблюдение режима питания, витаминная обеспеченность, рациональное питание помогут школьникам избежать переутомления, повысить работоспособность и улучшить успеваемость.
Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью или попустительством со стороны родителей.
Пропаганда здорового питания важна для акцентирования родительского внимания на формирование правильного питания воспитанников и обучающихся потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания школ и детских садов, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.
Здоровое питание – один из важнейших факторов, способствующих нормальному развитию ребенка, сохранению здоровья, повышениюработоспособности и продлению жизни. При этом гигиенические требования к пище и питанию заключаются в том, что пища должна:
- потребляться в количестве, достаточном для возмещения энергетических затрат организма;
- содержать все вещества, необходимые для построения тканей и органов и нормального течения физиологических процессов: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду;
- иметь небольшой объем и создавать чувство сытости;
- быть легко и хорошо усваиваемой;
- обладать приятным вкусом, запахом, внешним видом и вызывать аппетит;
- иметь соответствующую структуру;
- быть разнообразной, состоять из различных продуктов животного и растительного происхождения;
- быть доброкачественной.
Одна из первоочередных задач процесса воспитания - содействие здоровому образу жизни подростков, создание условий для субъективной позиции ребенка в формировании культуры здорового питания, готовности поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии и проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. Решение данной задачи послужило отправной точкой для создания программы «Формирование культуры здорового питания воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Основная идея программы -формирование культуры здорового питания ребенка, развитие субъективной позиции школьника в отношение к собственному питанию.
I ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:создание условий, способствующих формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья основ культуры здорового питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
- организовать образовательно-разъяснительную работу по вопросам здорового питания;
- пропагандировать принципы здорового и полноценного питания;
- воспитывать у детей осознанное отношение к своему питанию;
- сформировать знания о полезных и вредных продуктах;
- формировать навыки санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи;
- развивать самостоятельность и самоконтроль;
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- повышение приоритета здорового питания;
- повышение мотивации к здоровому образу жизни через культуру питания;
- сформированное осознанное отношение к своему питанию;
- поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровыхдетей;
- привлечение внимания к повышению качества питания воспитанников и обучающихся;
- сформированное положительное отношение к здоровой пище;
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ.
В основу Программы формирования культуры здорового питания положены следующие принципы.
Принципактуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией о роли здорового питания в жизни человека.
Принцип доступности. В соответствии с этим принципом дошкольникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предполагает использование сюжетно – ролевых, дидактических, сенсорных игр, рисование, театральные постановки, просмотр презентаций, составление аппликаций, лепка, заучивание стихов, занятий по составлению полезного рациона, экскурсий, чтение и обсуждение произведений художественной литературы о пользе здоровой пищи, о важности соблюдения гигиенических норм.
Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров родителей и воспитателей, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
Принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников и обучающихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ:
Формирование культуры правильного питания у воспитанников и обучающихся осуществляется через групповые и индивидуальные формы работы.
Практические:
- создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в образовательном учреждении;
- демонстрация ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
Словесные:
- беседы;
- дидактические игры;
- сюжетно — ролевые игры;
- моделирование ситуаций;
- консультации;
- наблюдения.
Наглядные:
- организация выставок, конкурсов;
- сбор фотоматериалов;
- рассматривание иллюстраций;
- личный пример взрослых.
2.2. Направление «Работа с родителями» предполагает привлечение родителей в процесс работы по формированию здорового питания; проводить просветительскую работу по данной тематике;
выявить интерес родителей в вопросе о правильном здоровом питании детей;
развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность посредством совместной деятельности родителей и педагогов.
Способствовать развитию интереса родительской общественности к проблемам здорового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; прививать навыки культуры здорового питания в семье; выполнять рекомендации медработников по питанию в семье.
Организовать образовательно-разъяснительную работу по вопросам здорового питания; пропагандировать принципы здорового и полноценного питания в семье;
2.3. НАПРАВЛЕНИЕ «РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Первый и второй год обучения
1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и здоровом питании.В течение всего года формировать у детей представлений о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: нос – нюхать, язык - пробовать (определять) на вкус;
2.Воспитание культурно-гигиенических навыков воспитанников. Развивать умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой;сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом;воспитывать выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить “спасибо”.
Третий год обучения.
1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и здоровом питании.
Формировать представления о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
2.Воспитание культурно-гигиенических навыков
Совершенствовать культурно – гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды; совершенствовать элементарных навыков поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Четвертый год обучения.
1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и здоровом питании, привычки самостоятельно мыть руки перед едой; совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
Воспитывать потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов; формировать представления о необходимых человеку веществах и витаминах.
Пятый год обучения.
1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и здоровом питании.
Расширение представления детей о рациональном питании(объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие питания, питьевой режим).
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Совершенствование умения сохранять правильную осанку за столом, обращаться с просьбой, благодарить.
2.4. НАПРАВЛЕНИЕ «РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ УРОВНЯ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ».
Обучающиеся 7-8 лет.
Формирование представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; воспитание готовности заботиться и укреплять здоровье через здоровое питание;
развитие кругозора, слухо – зрительного восприятия лексики по данной теме.
Обучающиеся9-11 лет.
Расширение знания детей о правилах здорового питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;формирование готовности выполнять правила здорового питания;развитие навыков правильного питания;
Обучающиеся12-14 лет.
Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием; осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;формирование представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
развивать слухо – зрительное восприятие по теме.
Обучающиеся 15-18 лет
Усвоить основы культуры здорового питания; сформировать и применять правила этикета по данной теме; усвоить значение правильного питания и роль витаминов и микроэлементов для молодого растущего организма; сформировать жизненную позицию о здоровом питании;уяснить меры предосторожности от острых кишечных заболеваний; гарантировать качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании в школе; проводить профилактику среди детей и подростков инфекционных инеинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
III МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОГРАММЫ - ВОСПИТАННИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Участники реализации программы.
1. Администрация школы:
· Контроль качества питания.
· Контроль обеспечения порядка в столовой.
· Контроль культуры принятия пищи.
· Контроль проведения воспитательно-просветительской работы с воспитанниками и обучающимися по привитию навыков культуры здорового питания.
2. Работники столовой:
· Составление рационального питания на день и перспективного меню.
· Включение в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод.
· Обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи.
· Использование современных технологии приготовления пищи для сохранения питательной ценности продуктов.
3. Педагоги:
· Проведение бесед о здоровом, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма.
· Воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи.
· Проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье
4. Родители:
· Привитие навыков культуры питания в семье.
· Выполнение рекомендаций классных руководителей и медработников по питанию в семье.
5. Обучающиеся:
· Соблюдение правил здорового питания.
· Дежурство по столовой.
· Участие в различных мероприятиях.
3.2.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ И СРОКИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на три года (2017-2020 г.).
I этап - организационный (2 полугодие 2017-2018 учебного года)
II этап - основной (2018-2019, 2019-2020 учебные годы)
- Проведение диагностических исследований, исследование удовлетворенности питанием обучающихся, родителей.
- Объединение усилий педагогов, администрации, родителей, медиков на решение поставленных задач.
- Проведение семинаров для педагогических работников и родителей
- Организации внеклассных мероприятий для обучающихся.
- Улучшение материальной базы школьной столовой.
- Осуществление обмена и распространение опыта работы.
- Постоянное пополнение банка данных (диагностические методики, методические рекомендации, разработки учителей и др.) III этап – рефлексивный (2020-2021 учебный год)
- Проведение мониторинговых исследований по результатам реализации программы.
- Разработка рекомендационных материалов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий