воскресенье, 2 июня 2019 г.

Формирование ключевых компетенций на уроке географии как один из аспектов решения проблемы социальной адаптации детей с нарушениями слуха.

 Современная концепция образования России ставит новые цели развития личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. В результате, школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Неслучайно в новых стандартах общего образования определен целый комплекс метапредметных и предметных умений, являющихся общими и конкретизированными целями обучения.
 В свою очередь, «нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности неслышащего ребёнка, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает кругозор. Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе», а следствием частичного, либо полного отсутствия слуха является не только  недостаточно развитая речь, но и особенности  памяти, мышления детей.
Применительно к решению проблем ребенка с нарушением слуха особую актуальность приобретает проблема формирования и развития его ключевых  компетенций как условия социальной адаптации в современном мире.
Само содержание дисциплины «география» становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе. Географическое образование предназначено  вооружить обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья  умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.  Обучение географии позволяет повышать уровень овладения познавательными и практическими умениями и навыками каждого учащегося, увеличивает прочность формируемых географических знаний и умений школьников, раскрывает прикладной аспект школьной дисциплины, способствует повышению качества географического образования, играет существенную роль в формировании мировоззрения и географической культуры обучаемых
Сформированные системы географических знаний должны стать основой практической деятельности, а системы учебных умений – фундаментом его будущей (в том числе профессиональной) деятельности.
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому)  являются следующие:

1. Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Главным условием успешного развития данной компетенции  является применение собственного жизненного опыта. Например, на уроке  по теме «Транспорт», предлагается мини-проект «Поездка в гости к бабушке (родственникам)»,  анализируем возможные пути и транспортные средства, вычисляем расстояния,  временные и финансовые  затраты, принимаем оптимальное решение, а домашнее задание, сосчитать количество машин и деревьев вокруг своего дома,  дает представление ребенку об экологической проблеме города.
2. Общекультурная. Эта компетенция содержит круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического понимания мира. Поэтому, важно донести до обучающихся  информацию о многонациональном населении России, округа, города, воспитывать чувства патриотизма к  своему краю. Так, например, на уроке «Объекты природного и культурного наследия России»  включается  материал исследования детей на тему «Значение памятников для жителей Нижневартовска», в котором проанализированы  мнения и предложения  детей  и взрослых людей, а на уроке обучающиеся высказывают свое мнение. Также   используются данные исследования старшеклассников  о национальном составе школы, которые предлагаются сравнить с данными Всероссийской переписи населения,  эти данные,  безусловно,  вызывают интерес  у ребят.

3. Учебно-познавательная. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
 Формированию учебно-познавательной и информационной компетенции способствует работа с таблицами. Работа с таблицами – это самостоятельная познавательная деятельность, включает элементы обще учебной деятельности.  Таблицы - это свод, перечень,  описания  каких - либо объектов или явлений,  представленных в определенном, наиболее удобном для восприятия порядке. Применяемые в курсе географии  школы таблицы по методическим задачам являются графическими пособиями. Они способствуют  проведение логических операций, значительно облегчающих осмысливание и запоминание изучаемого материала. В пособии представлены следующие таблицы:

·        Справочно-информационные таблицы  по темам: «Части Мирового океана», « Горные системы и вершины мира», «Крупнейшие равнины мира», « Части Света», «Религии народов России», «Крупнейшие реки, озёра, водохранилища».

·        «Конспективно-справочные (систематизирующие): «Металлургические базы России», «Действие на человека пониженного атмосферного давления»


·        Сравнительные таблицы: «Сравнение типов электростанций России»

·        Таблицы выделения ведущих признаков: «Климатические пояса мира», «Природные зоны мира»
·        Комбинированные таблицы: «Распределение тепла и солнечного света в северном полушарии», «Шкала Бофорта».

·        Обучающие таблицы-задания: «Материки, Части Света и полушария», «Падение и уклон рек России», «Характеристика реки по плану», «Характеристика транспортного комплекса», «Отрасли сельского хозяйства и районы распространения»


·        Схемы также  принадлежат к самым простым и необходимым видам иллюстрации. Слово «схема» заимствовано из греческого языка и означает «наружный вид, образ, форма». В пособии  представлены самые простейшие схемы, которые отражают составные части темы, но обязательно являются единым целым. Создавая легко запоминающийся графический образ, схема помогает понять сущность данного объекта.  Тренирует такие операции мыслительной деятельности, как анализирование, синтез, классификация, обобщение.  В такой форме используются  следующие темы: «Среда обитания», «Гидросфера - водная оболочка Земли», «Части Мирового океана»,  «Высота и рельеф равнин», «Народы Южной Америки».

При  формировании познавательных компетенций происходит овладение учащимися ключевыми общеучебными умениями и способами деятельности: выделять, описывать и объяснять, находить и анализировать, приводить примеры, составлять географическую характеристику, определять,  выявлять эмпирические зависимости.

4. Информационная. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Наиболее успешно  в этом направлении используется презентация «Турагентство предлагает», в которой обучающимся предложена идея создания своего туристического агентства и по ходу изучения материков на выбор ребенок создает свою презентацию о любой стране, но должна содержать вопросы: Как добраться до страны, какие деньги в этой стране, сколько стоит ночлег, обед,  достопримечательности? То есть, максимально приближено к реальности. Также один из видов работы  по развитию информационной компетенции – это изучение  реального расписания поездов и решения задач  на время, а именно, перевод времени на московское время и расчет прибытия поезда по местному времени.

5. Коммуникативная. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Формирование коммуникативной компетенции для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся очень проблематично ввиду  психо- физических особенностей. Навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в окружении своих неслышащих  сверстников  не составляет особых препятствий (используется жестовая речь). Слабослышащим детям легче  адаптироваться, ориентироваться в окружении слышащих людей, а у глухих возникают проблемы в общении со слышащими детьми, поэтому для глухих первостепенно развитие речи. С помощью наглядных  пособий эта проблема решается различными формами и  приемами   работы на уроке. Например, при работе в паре задают вопрос по диаграмме (фотографии) друг другу, затем – отвечают. Или, например, на уроке по теме «Хотели  бы вы жить в Индии?» в течение урока обучающиеся анализировали климатические условия, условия проживания в Индии девочки посмотрели на ноутбуке презентацию о жизни в индийской  деревне, а мальчики – о жизни в индийском городе, затем рассказали друг другу и высказали свое мнение. В конце урока каждый объяснил свою позицию относительно проблемного вопроса.

6. Социально-трудовая. Означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Формирование социально-трудовой компетенции  наиболее эффективно  с помощью  наглядного материала, способствующего  сформированию  представления о социально-трудовой сфере, роле гражданина в экономике страны: «Топливно-энергетический комплекс», «Химическая промышленность», «Металлургический комплекс», «Лесная промышленность», «Агропромышленный комплекс»,  «Поволжский экономический район», «Западно-Сибирский экономический район». Ребятам предлагается  исследовать сферу обслуживания своего микрорайона и сделать вывод об уровне развития, выявить связь микрорайона с другими частями города посредством маршрутных такси и автобусов, нарисовать схему «Профессионального дерева» своих близких родственников (мамы, пап, братьев, сестер, бабушек и дедушек), таким  способом нацеливая детей на их профессиональное самоопределение.

7. В обучении детей с нарушенным слухом особое внимание занимает формирование компетенции личностного самосовершенствования.  Для глухих детей характерна субъективность в самооценке, поэтому такие листы  систематизируют работу и позволяют самосовершенствоваться  в данном направлении.
Оценочный  лист критерий внутренней оценки деятельности обучающегося.   
Вопросы
Да
Не очень,
(мне трудно)
Затрудняюсь ответить
(не знаю, мне не понятно)
Я говорил (говорила) хорошо



Я смог(смогла) ответить на вопрос



Я нашел(нашла) нужную информацию в атласе



Я нашел (нашла) нужную информацию в учебнике



Я нашел (нашла) информацию в Интернете



Я знал (знала) ответ на вопрос: Почему, для чего…



Большую часть времени данная компетенция формируется во внеурочное время, через общешкольные проекты,  так как, обучающиеся находятся в школе весь  день  и участвуют во всевозможных мероприятиях, соревнованиях, смотрах, посещают музеи, выставки.
Таким образом, важным результатом процесса формирования ключевых компетенций на уроках географии является  применение географических знаний и умений в сфере познавательной, общественной, трудовой, культурной деятельности, в бытовой сфере и в сфере коммуникации.
Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика,  позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе, что в свою очередь, способствует социальной адаптации детей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий