воскресенье, 2 июня 2019 г.

«Создание современной образовательной среды учебного процесса на уроках для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху» (из опыта работы)

Данная информация предназначена педагогам,  работающим в образовательных учреждениям для обучающихся с ОВЗ по слуху (глухие, слабослышащие,позднооглохшие, кохлеарноимплантированные), а также в школах, которые намерены  либо  уже практикуют инклюзивное образование.

Рассмотрим следующие вопросы:
1.   Что необходимо знать о развитии детей с ограниченным  слухом?
2.   Какая коррекционная  работа является неотъемлемой  частью  урока?
3.   Как помочь не слышащему ребенку усвоить   учебный материал?
 Каждый педагог должен иметь представление и учитывать в своей работе  при  организации учебного процесса  такие особенности познавательной сферы как: сниженный объем внимания и низкий темп переключения - ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому. Ученик испытывает  затруднения в распределении внимания и не может одновременно слушать и писать. Особенности памяти проявляются в  преобладании образной памяти над словесной, это требует  больше времени на запоминание учебного материала, причём часто преобладает механическое, а не осмысленное запоминание.
Особенности развития эмоциональной сферы тесно связаны со зрительным восприятием мимики собеседника и часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или искаженному восприятию реальной ситуации.
Специфические  особенности  формирования личности детей с ОВЗ чаще всего  – это результат воспитания. Если ребенок воспитывался в пространстве инструктивно-авторитарного  подхода,  результат – страх, неуверенность. И обратная картина, со стороны взрослыхтолько зона положительного оценивания, у ребенка формирует завышенную самооценку.
 Речевое развитие, наиболее сложный процесс. На вопрос: Что на картинке?  Получаем  ответ: «Дерево птица», «Кошка лезет дерево» Это типичная картина речи глухого ребенка выражается в Ограниченности словарного запаса, непонимании смысла слова, выражения, текста. В недостаточности  владения  звуковым составом слова. В отличие от глухого ребенка, речь у слабослышащего может развиться самостоятельно, но в искаженном виде.   Поэтому необходимо погружение в правильную  речевую среду.
А вот как грамотно создать речевую среду,  мы рассмотрим во втором вопросе: Коррекционная работа на уроке.
Главное правило – это взаимодействие с учителем – дефектологом, который обеспечит Профилем произношения (где отмечены индивидуальные проблемы звукопроизношения  обучающегося). План проведения фонетических зарядок обязывает включение  работы  с дежурным звуком на предметном материале. Пример перед вами: звук отдельно, звук в слоге, в слове, словосочетании  и предложении. В незнакомых словах  для учеников ставятся ударения  по правилам орфоэпии. Со стороны учителя – предметника дефектологу предоставляются фразы по учебному материалу (Назови материки, Что такое географическая широта?).         
На протяжении всего урока учитель следит не только за речью детей, но и за своей. Ошибочно считать, чем громче говоришь, тем лучше слышит глухой ребенок. Если что-то не понятно, снова повторяем (ученик считывает с губ), помогаем дактилем (пальчиковой азбукой), визуализацией.  Голос нормальной высоты, темп средний, не следует слишком много говорить, но и не утрировать. 
С таким подходом к коррекционной работе возникает вопрос: А когда же  и как заниматься учебным материалом? В третьем вопросе  рассмотрим  примеры применения элементов образовательных технологий,  методов и приемов, дидактических материалов из опыта работы с обучающимися с нарушенным слухом. 
Главное учителю необходимо  научиться адаптировать содержание  учебного материала: сжимать материал, обеспечить ученикам доступность  формулировок новых понятий, правил  с опорой  на слухо зрительное восприятие, задействовать все сохранные анализаторы ребенка  и  выбрать  образовательные технологии таким образом, чтобы в процессе восприятия материала было подключение слуха, зрения, моторики, памяти и элементов логического мышления.
Например,  использование  в учебном процессе урока  элементов  технологии компенсирующего обучения, они перед вами, остановлюсь на некоторых.  К примеру, опоры различного типа.
Логигический опорный конспекттемы «Химическая промышленность», в котором компактно показана отраслевая структура и ее функции, учебная информация, в данном случае - продукция,  отражена в фотографиях и условных знаках. Может использоваться  на этапе изучения темы, закрепления, пересказа, основы работы с картой, домашнего задания, основы формирования функциональной грамотности.
Следующий – это алгоритм  выполнения задания,  План описания климатограммы.  Предложено описание,  в  которое необходимо вставить  информацию климатограммы.
Далее - использование ориентировочной основы действий на примере Плана характеристики реки: колонка слева непосредственно сам план, а справа формулировки понятий, опираясь на которые обучающийся выполняет характеристику рек.
Хотелось бы обратить внимание на применение  технологии   проблемного обучения, проблему можно озвучить, но эффективнее ее рассматривать в течение урока вот в таком виде, например, факты – это наличие  шести  материков, Эвереста  и Марианской впадины, а объяснение – как образовались?
В   работе с текстами эффективны элементы       технологии критического мышления. Часто применяю прием подтверждения или опровержение информации. Но к подбору текстов и заданий подходить следует дифференцированно.
Чтобы определить насколько  обучающийся понимает смысл прочитанного, ориентируется, например,  в теме «Гидросфера»  применяю  работу   с информацией из Интернета.  В данном случае  формируется не только информационная грамотность, но и функциональная. Важно в заданиях использовать провокацию (которой здесь является Ольга Бузова).
Следующий слайд демонстрирует  использование обучающимися кластеров, метальных карт, компетентностно-ориентированных и практических заданий.
Далее представлены дидактические материалы к изучению стран мира с использованием игровых, проектных технологий.  Посещая бразильский базар, приобретали сувениры, а по традиционному бразильскому  рецепту определили: « Что выращивают свиные ножки,  а разводят лук»
В программе PowerPoint  обучающиеся создают Электронный дневник наблюдения, в дальнейшем строят график хода температуры, розу ветров.
И, конечно же,  играли и выигрывали.
Уважаемые коллеги, мне хотелось бы  поблагодарить  всех за внимание. Надеюсь, что Вы с пользой  провели время.  Желаю  совместных с детьми побед!

Комментариев нет:

Отправить комментарий