Аннотация. В статье на примере курса природоведения и географии описываются
методические
рекомендации по созданию условий, удовлетворяющих особые
образовательные
потребности, характерные для обучающихся с легкой степенью
умственной
отсталости, в рамках реализации федерального государственного
образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Ключевые слова. Коммуникация,
социализация, социокультурные связи,
ограниченные
возможности здоровья, особые образовательные потребности,
обучающиеся с
интеллектуальными нарушениями, слабослышащие и позднооглохшие
дети, особое
педагогическое внимание.
Федеральный
государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
представляет собой
совокупность обязательных требований при реализации
адаптированных
основных образовательных программ, в том числе к особым
образовательным
потребностям: выделение пропедевтического периода в
образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным
этапами; введение
учебных предметов, способствующих формированию
представлений о
природных и социальных компонентах окружающего мира;
овладение
разнообразными видами, средствами и формами коммуникации,
обеспечивающими успешность
установления и реализации социокультурных связей и
отношений
обучающегося с окружающей средой; возможность обучения по
программам
профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
[1] Исходя из выше
изложенного, особые образовательные потребности – это
необходимость
обеспечения дополнительной всесторонней поддержки детей. Помимо
создания
материально-технической базы школы, необходима организация
сопровождения
обучающихся всеми участниками образовательного процесса и на
всех уровнях
образования, особенно в адаптационные периоды при переходе с одного
уровня образования
на другой. Важную роль играет психологическое сопровождение
обучающихся
педагогом-психологом, проводящим, по результатам диагностики при
необходимости,
коррекционные занятия. На основании результатов педагог-психолог
дает рекомендации
родителям, классному руководителю и учителям-предметникам.
Для диагностики
коррекционного психолого-медико-педагогического
сопровождения
обучающихся с отклонениями в развитии и (или) декомпенсации и в
соответствии со
специальными образовательными потребностями, возрастными
индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического
здоровья в школе
работает психолого-педагогический консилиум. Изменения вида и
формы обучения
фиксируется в Карте индивидуального сопровождения, которая
является
внутренним документом образовательной организации и предназначена
только для
служебного пользования. Данный документ - элемент информационного
обеспечения
учебно-воспитательного процесса, позволяющий систематизировать
необходимые
сведения о ребенке, делает удобным фиксацию и анализ
педагогических
наблюдений, создает оптимальные условия для осуществления
индивидуального
подхода к ребенку, развития его потенциальных возможностей и
предупреждения
поведенческих проблем.
Выстраивая процесс
обучения детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) и учитывая их психическое развитие, следует
опираться на
положение, сформулированное Л. С. Выготским: «О единстве
закономерностей развития
аномального и нормального ребенка, а также решающей
роли создания
таких социальных условий его обучения и воспитания, которые
обеспечивают
успешное «врастание» его в культуру». [2]
Обучающийся с
нарушением слуховой функции находится уже в
специфических
условиях существования в социуме, а ограниченные
интеллектуальные
возможности (легкая умственная отсталость) накладывают
определенный
отпечаток на развитие личности и своеобразие субъективных
отношения к
окружающему миру и к самому себе.[3] Обучение и воспитание детей с
недостаточно
развитой речью, особенностями когнитивных процессов памяти,
восприятия и
мышления имеет особую специфику, поскольку влияние органического
поражения
центральной нервной системы отражается на таких жизненно
необходимых сферах
как мотивационно – потребностная и социально-личностная.
Поэтому существует
достаточно серьезная проблема подготовки к самостоятельной
жизни, социальной
адаптации и интеграции в общество детей с нарушенным слухом
и
интеллектуальными нарушениями и требует особого педагогического внимания
данной теме. Эту
проблему можно решать посредством курса природоведения и
географии,
поскольку эти предметы формируют представление обучающихся о
природном и
социальном окружающем их мире.
Географическое
образование предназначено научить обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья пользоваться различными источниками
географической
информации, в том числе информационными. Правильно добывать и
применять нужную
подросткам для повседневной жизни, возможно и
профессиональной
деятельности информацию. Содержание дисциплины «география»
и «природоведение»
становится средством подготовки личности к жизни, к
поведению в
окружающей, социальной и природной среде. И для обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями особенно важен подход в обучении географии
через призму
становления социального опыта, своего рода интеграции географии,
социально-бытовой
ориентировки, биологии, математики. Интеграция регионального
компонента –
«География своего города» формирует представление о хозяйстве и
населении,
предприятиях и профессиональных учреждениях города Нижневартовска;
о возникающих
причинах экологических проблем, путях их решения; воспитывает
общую культуру,
обеспечивающую разностороннее развитие их личности
(социокультурных
связях), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-
нравственными и
социокультурными ценностями; представления об элементарных
практических
навыках учета в домашних условиях воды, света. Например, при
изучении темы
«Лекарственные растения», посещение аптеки, позволит
познакомиться с
лекарственными растения своей местности, опасные явления
погодные явления
следует изучить через выяснение проблемы, промерзания окон и
панелей домов,
соблюдение людьми мер предосторожности и дополнить
практическими
заданиями на составление алгоритма первой помощи при
обморожении. Опыты
с нефтяной пленкой на поверхности воды продемонстрируют
экологические
проблемы округа и города, а определение механического состава
почвы позволить
сформировать представление об использовании почв как главного
ресурсного
потенциала дач и земельных участков, убеждения того, что земля, в
широком смысле
слова, –кормилица и при правильном ее использовании человек
получает источник
еды. Привитие мысли и навыков экономии воды и электричества
можно проводить
посредством практического задания, снятия показаний со счетчиков
потребляемой воды
и энергии. Знакомство с расписанием рейсов из аэропорта,
железнодорожного и
автовокзала, изучение географии полетов самолетов из своего
города, стоимости
билета на проезд, позволит обучающимся быть в курсе структуры
и деятельности
транспортной системы. Изучение данной темы следует начинать с
разбора маршрутов
от собственного дома с постепенным увеличением направлений и
разнообразия
транспортных средств.
Гуманизация
географии как учебного предмета в свете требований ФГОС
требует нового
практико-ориентированного подхода, овладению разнообразными
видами, средствами
и формами коммуникации, в том числе и информационными.
Применение
геоинформационных систем способствует активизации, мотивации и
развитию
информационной компетентности у детей разных способностей и
возрастов. Имея
возможность доступа в сети Интернет, следует использовать эту
возможность, на
учебных занятиях и находить практическое применение -
определение в системе
Дубль-ГИС своего адреса, прокладывание расстояния от
школы до дома,
определение своего местоположения, использование «гугл-карты-
спутник»; найти
информацию о погоде и возможных ее изменениях. Изучение
информации о
средне специальные учебные учрежденья города, рынка труда,
нахождение
востребованных профессий, актуальных в данное, возможно с
использованием
сайта «Центра занятости населения», и других источниках
информации сети
Интернет. Такой подход обеспечит овладение знаниями,
необходимыми для
жизнедеятельности в своем городе обучающегося с
ограниченными
возможностями здоровья, его социализации, профориентации и
возможного
построения дальнейшей жизненной траектории.
Нарастающими
темпами меняется общество и ведется поиск новых путей в
образовании и воспитании
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В «удовлетворении
особых образовательных потребностей, обучающихся
обеспечивается
существенным изменением содержания образования,
предполагающим
включение учебных предметов, отсутствующих при обучении
обучающихся с
легкой умственной отсталостью» [4]
Предложенный
подход к организации условий обучения на уроках
природоведения и
географии дает возможность ребенку с ОВЗ овладеть знаниями в
социально-трудовой
сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя),
в сфере семейных
отношений и обязанностей, в вопросах экономики и экологии, в
области
профессионального самоопределения. Обучающиеся приобретают умения
анализировать
ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и
общественной
выгодой, владеть необходимыми для жизни в современном обществе
навыками
функциональной и коммуникативной грамотности, способствующей
социализации и
интеграции в современное общество.
Список литературы
1. Носова Т. М.,
Шведов В. Г., Колыванова Л. А. Инклюзивное образование —
стратегическое
направление современного образования России // Молодой ученый. —
2016. — №16.1. —
С. 37-41. — URL https://moluch.ru/archive/120/33325/ (дата
обращения:
15.04.2019).
2.Выготский, Л. С.
Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский – М.:
Просвещение, 1995.
– 527 с.
3. Большая
советская энциклопедия [сайт] https://gufo.me/dict/bse/
4.Стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) [сайт] https://fgos.ru__
Комментариев нет:
Отправить комментарий