Он (она) не понимает, это наиболее распространенное высказывание
родителей об «успехах» своих детей-учеников. Если вашему ребенку трудно
воспринимать и понимать информацию, пробуйте простые приемы и правила
работы с текстом, учитесь вместе: как правильно составить план, как
правильно конспектировать, как правильно сравнивать, составлять
логические схемы и применять способы запоминания.
Как правильно сравнивать
- Определите цели сравнения.
- Что важнее узнать - черты сходства или различия?
- Может, то и другое?
- Отберите признаки для сравнения.
- Установите черты сходства и различия.
- Сделайте вывод и объясните причины сходства и
- различия.
Как правильно составить план
- Внимательно прочитайте текст.
- Разделите его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
- Озаглавmте части.
- В каждой части выделите несколько главных мыслей.
- Проверьте, все ли в тексте отражено в плане.
Способы запоминания
(В. Д. Шадриков, Л.В.,Черемошкина)
- Группировка (разбиение материала на группы по каким-либо основаниям, например, смыслу, ассоциациям).
- Выделение опорных пунктов (тезисы, заглавие, вопросы, цифровые данные сравнения, чем-либо выделяющиеся выражения).
- План ( совокупность опорных пунктов).
- Классификация (распределение каких-либо предметов, явлений,понятий по классам, группам на основе общих признаков).
- Структурирование (установление взаимного расположения частей,составляющих целое, внутренние строение запоминаемого).
- Схематизация (изображение или описание чего-либо в основных чертах).
- Аналогии (установление сходства, подобия).
- Перекодирование (вербализация или проговаривание, называние,представление информации в образной форме).
- Ассоциации (установление связей по сходству, смежности или противоположности).
- Повторение информации.
Как правильно конспектировать
- Конспект-это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
- Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
- Сначала составь план.
- Точно указывай название темы, раздела, параграфа.
- Изложение текста даётся сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
- В конспекте можно использовать цитаты.
- При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут вам в работе.
Памятка по составлению логических схем
1.Просмотрите внимательно содержание материала и выпишите
заголовки, основные понятия.
2. Разделите материал на смысловые блоки и найдите связи между
понятиями, терминами.
3. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами
понятия с учётом взаимодействия между ними.
*Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в
результате построения логической схемы получится иерархическая
структура (дерево).
*Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-
следственные связи и построить логические цепочки.
*Если понятия, факты связаны хронологически, то можно построить
хронологические таблицы (таблицы последовательности).
4. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще
раз, при необходимости уточните структуру.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ
- ПРОСТОТА (МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СХЕМНЫХЭЛЕМЕНТОВ И ИХ СВЯЗЕЙ)
- ЦЕЛЕВАЯ И СМЫСЛОВАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЭЛЭМЕНТОВ ИСВЯЗЕЙ И ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ
- НАГЛЯДНОСТЬ СХЕМЫ (ЦВЕТОВЫЕ ОТТЕНКИ И Т.Д)
Комментариев нет:
Отправить комментарий