Данная информация предназначена педагогам, работающим в образовательных учреждениям для
обучающихся с ОВЗ по слуху (глухие, слабослышащие,позднооглохшие, кохлеарноимплантированные),
а также в школах, которые намерены
либо уже практикуют инклюзивное
образование.
Рассмотрим
следующие вопросы:
1. Что необходимо знать о развитии детей с ограниченным слухом?
2. Какая коррекционная
работа является неотъемлемой
частью урока?
3. Как помочь не слышащему ребенку усвоить учебный материал?
Каждый
педагог должен иметь представление и учитывать в своей работе при организации учебного процесса такие особенности познавательной сферы как: сниженный
объем внимания и низкий темп переключения - ребенку с нарушением слуха
требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода
к другому. Ученик испытывает затруднения
в распределении внимания и не может одновременно слушать и писать. Особенности
памяти проявляются в преобладании
образной памяти над словесной, это требует
больше времени на запоминание учебного материала, причём часто
преобладает механическое, а не осмысленное запоминание.
Особенности
развития эмоциональной сферы тесно связаны со зрительным восприятием мимики
собеседника и часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или
искаженному восприятию реальной ситуации.
Специфические особенности
формирования личности детей с ОВЗ чаще всего – это результат воспитания. Если ребенок
воспитывался в пространстве инструктивно-авторитарного подхода,
результат – страх, неуверенность. И обратная картина, со стороны
взрослыхтолько зона положительного оценивания, у ребенка формирует завышенную
самооценку.
Речевое развитие, наиболее сложный процесс. На
вопрос: Что на картинке? Получаем ответ: «Дерево птица», «Кошка лезет дерево»
Это типичная картина речи глухого ребенка выражается в Ограниченности словарного запаса, непонимании смысла слова,
выражения, текста. В недостаточности владения звуковым составом слова. В отличие от глухого
ребенка, речь у слабослышащего может развиться самостоятельно, но в искаженном
виде. Поэтому необходимо погружение в
правильную речевую среду.
А вот как
грамотно создать речевую среду, мы
рассмотрим во втором вопросе: Коррекционная работа на уроке.
Главное правило – это взаимодействие с учителем –
дефектологом, который обеспечит Профилем произношения (где отмечены
индивидуальные проблемы звукопроизношения
обучающегося). План проведения фонетических зарядок обязывает
включение работы с дежурным звуком на предметном материале.
Пример перед вами: звук отдельно, звук в слоге, в слове, словосочетании и предложении. В незнакомых словах для учеников ставятся ударения по правилам орфоэпии. Со стороны учителя –
предметника дефектологу предоставляются фразы по учебному материалу (Назови
материки, Что такое географическая широта?).
На протяжении всего урока учитель следит не только
за речью детей, но и за своей. Ошибочно считать, чем громче говоришь, тем лучше
слышит глухой ребенок. Если что-то не понятно, снова повторяем (ученик
считывает с губ), помогаем дактилем (пальчиковой азбукой), визуализацией. Голос нормальной высоты, темп средний, не
следует слишком много говорить, но и не утрировать.
С таким подходом к коррекционной работе возникает
вопрос: А когда же и как заниматься
учебным материалом? В третьем вопросе
рассмотрим примеры применения
элементов образовательных технологий,
методов и приемов, дидактических материалов из опыта работы с обучающимися
с нарушенным слухом.
Главное учителю необходимо научиться адаптировать содержание учебного материала: сжимать материал,
обеспечить ученикам доступность
формулировок новых понятий, правил
с опорой на слухо зрительное восприятие,
задействовать все сохранные анализаторы ребенка и выбрать
образовательные технологии таким образом, чтобы в процессе восприятия
материала было подключение слуха, зрения, моторики, памяти и элементов
логического мышления.
Например, использование в учебном процессе урока элементов
технологии компенсирующего обучения, они перед вами, остановлюсь на
некоторых. К примеру, опоры различного
типа.
Логигический
опорный конспекттемы «Химическая
промышленность», в котором компактно показана отраслевая структура и ее
функции, учебная информация, в данном случае - продукция, отражена в фотографиях и условных знаках.
Может использоваться на этапе изучения
темы, закрепления, пересказа, основы работы с картой, домашнего задания, основы
формирования функциональной грамотности.
Следующий – это алгоритм
выполнения задания, План описания
климатограммы. Предложено описание, в
которое необходимо вставить
информацию климатограммы.
Далее - использование
ориентировочной основы действий на примере Плана характеристики реки: колонка
слева непосредственно сам план, а справа формулировки понятий, опираясь на
которые обучающийся выполняет характеристику рек.
Хотелось бы обратить внимание на применение технологии
проблемного обучения, проблему можно озвучить, но эффективнее ее
рассматривать в течение урока вот в таком виде, например, факты – это наличие шести
материков, Эвереста и Марианской
впадины, а объяснение – как образовались?
В работе с текстами эффективны
элементы технологии критического мышления. Часто
применяю прием подтверждения или опровержение информации. Но к подбору текстов
и заданий подходить следует дифференцированно.
Чтобы определить
насколько обучающийся понимает смысл
прочитанного, ориентируется, например, в
теме «Гидросфера» применяю работу с информацией из Интернета. В данном случае формируется не только информационная
грамотность, но и функциональная. Важно в заданиях использовать провокацию
(которой здесь является Ольга Бузова).
Следующий
слайд демонстрирует использование обучающимися
кластеров, метальных карт, компетентностно-ориентированных и практических
заданий.
Далее представлены дидактические материалы к изучению стран мира с
использованием игровых, проектных технологий.
Посещая бразильский базар, приобретали сувениры, а по традиционному
бразильскому рецепту определили: « Что
выращивают свиные ножки, а разводят лук»
В программе PowerPoint обучающиеся создают Электронный дневник
наблюдения, в дальнейшем строят график хода температуры, розу ветров.
И, конечно же, играли и выигрывали.
Уважаемые коллеги, мне
хотелось бы поблагодарить всех за внимание. Надеюсь, что Вы с
пользой провели время. Желаю совместных с детьми побед!
Комментариев нет:
Отправить комментарий