понедельник, 26 апреля 2021 г.

Методические рекомендации по созданию условий обучения детей с особыми образовательными потребностями

 

Аннотация. В статье на примере курса природоведения и географии описываются

методические рекомендации по созданию условий, удовлетворяющих особые

образовательные потребности, характерные для обучающихся с легкой степенью

умственной отсталости, в рамках реализации федерального государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова. Коммуникация, социализация, социокультурные связи,

ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности,

обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, слабослышащие и позднооглохшие

дети, особое педагогическое внимание.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

представляет собой совокупность обязательных требований при реализации

адаптированных основных образовательных программ, в том числе к особым

образовательным потребностям: выделение пропедевтического периода в

образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным

этапами; введение учебных предметов, способствующих формированию

представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;

овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации,

обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и

отношений обучающегося с окружающей средой; возможность обучения по

программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

[1] Исходя из выше изложенного, особые образовательные потребности – это

необходимость обеспечения дополнительной всесторонней поддержки детей. Помимо

создания материально-технической базы школы, необходима организация

сопровождения обучающихся всеми участниками образовательного процесса и на

всех уровнях образования, особенно в адаптационные периоды при переходе с одного

уровня образования на другой. Важную роль играет психологическое сопровождение

обучающихся педагогом-психологом, проводящим, по результатам диагностики при

необходимости, коррекционные занятия. На основании результатов педагог-психолог

дает рекомендации родителям, классному руководителю и учителям-предметникам.

Для диагностики коррекционного психолого-медико-педагогического

сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и (или) декомпенсации и в

соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными

индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического

здоровья в школе работает психолого-педагогический консилиум. Изменения вида и

формы обучения фиксируется в Карте индивидуального сопровождения, которая

является внутренним документом образовательной организации и предназначена

только для служебного пользования. Данный документ - элемент информационного

обеспечения учебно-воспитательного процесса, позволяющий систематизировать

необходимые сведения о ребенке, делает удобным фиксацию и анализ

педагогических наблюдений, создает оптимальные условия для осуществления

индивидуального подхода к ребенку, развития его потенциальных возможностей и

предупреждения поведенческих проблем.

Выстраивая процесс обучения детей с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и учитывая их психическое развитие, следует

опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским: «О единстве

закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей

роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые

обеспечивают успешное «врастание» его в культуру». [2]

Обучающийся с нарушением слуховой функции находится уже в

специфических условиях существования в социуме, а ограниченные

интеллектуальные возможности (легкая умственная отсталость) накладывают

определенный отпечаток на развитие личности и своеобразие субъективных

отношения к окружающему миру и к самому себе.[3] Обучение и воспитание детей с

недостаточно развитой речью, особенностями когнитивных процессов памяти,

восприятия и мышления имеет особую специфику, поскольку влияние органического

поражения центральной нервной системы отражается на таких жизненно

необходимых сферах как мотивационно – потребностная и социально-личностная.

Поэтому существует достаточно серьезная проблема подготовки к самостоятельной

жизни, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушенным слухом

и интеллектуальными нарушениями и требует особого педагогического внимания

данной теме. Эту проблему можно решать посредством курса природоведения и

географии, поскольку эти предметы формируют представление обучающихся о

природном и социальном окружающем их мире.

Географическое образование предназначено научить обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья пользоваться различными источниками

географической информации, в том числе информационными. Правильно добывать и

применять нужную подросткам для повседневной жизни, возможно и

профессиональной деятельности информацию. Содержание дисциплины «география»

и «природоведение» становится средством подготовки личности к жизни, к

поведению в окружающей, социальной и природной среде. И для обучающихся с

интеллектуальными нарушениями особенно важен подход в обучении географии

через призму становления социального опыта, своего рода интеграции географии,

социально-бытовой ориентировки, биологии, математики. Интеграция регионального

компонента – «География своего города» формирует представление о хозяйстве и

населении, предприятиях и профессиональных учреждениях города Нижневартовска;

о возникающих причинах экологических проблем, путях их решения; воспитывает

общую культуру, обеспечивающую разностороннее развитие их личности

(социокультурных связях), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-

нравственными и социокультурными ценностями; представления об элементарных

практических навыках учета в домашних условиях воды, света. Например, при

изучении темы «Лекарственные растения», посещение аптеки, позволит

познакомиться с лекарственными растения своей местности, опасные явления

погодные явления следует изучить через выяснение проблемы, промерзания окон и

панелей домов, соблюдение людьми мер предосторожности и дополнить

практическими заданиями на составление алгоритма первой помощи при

обморожении. Опыты с нефтяной пленкой на поверхности воды продемонстрируют

экологические проблемы округа и города, а определение механического состава

почвы позволить сформировать представление об использовании почв как главного

ресурсного потенциала дач и земельных участков, убеждения того, что земля, в

широком смысле слова, –кормилица и при правильном ее использовании человек

получает источник еды. Привитие мысли и навыков экономии воды и электричества

можно проводить посредством практического задания, снятия показаний со счетчиков

потребляемой воды и энергии. Знакомство с расписанием рейсов из аэропорта,

железнодорожного и автовокзала, изучение географии полетов самолетов из своего

города, стоимости билета на проезд, позволит обучающимся быть в курсе структуры

и деятельности транспортной системы. Изучение данной темы следует начинать с

разбора маршрутов от собственного дома с постепенным увеличением направлений и

разнообразия транспортных средств.

Гуманизация географии как учебного предмета в свете требований ФГОС

требует нового практико-ориентированного подхода, овладению разнообразными

видами, средствами и формами коммуникации, в том числе и информационными.

Применение геоинформационных систем способствует активизации, мотивации и

развитию информационной компетентности у детей разных способностей и

возрастов. Имея возможность доступа в сети Интернет, следует использовать эту

возможность, на учебных занятиях и находить практическое применение -

определение в системе Дубль-ГИС своего адреса, прокладывание расстояния от

школы до дома, определение своего местоположения, использование «гугл-карты-

спутник»; найти информацию о погоде и возможных ее изменениях. Изучение

информации о средне специальные учебные учрежденья города, рынка труда,

нахождение востребованных профессий, актуальных в данное, возможно с

использованием сайта «Центра занятости населения», и других источниках

информации сети Интернет. Такой подход обеспечит овладение знаниями,

необходимыми для жизнедеятельности в своем городе обучающегося с

ограниченными возможностями здоровья, его социализации, профориентации и

возможного построения дальнейшей жизненной траектории.

Нарастающими темпами меняется общество и ведется поиск новых путей в

образовании и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В «удовлетворении особых образовательных потребностей, обучающихся

обеспечивается существенным изменением содержания образования,

предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении

обучающихся с легкой умственной отсталостью» [4]

Предложенный подход к организации условий обучения на уроках

природоведения и географии дает возможность ребенку с ОВЗ овладеть знаниями в

социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя),

в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и экологии, в

области профессионального самоопределения. Обучающиеся приобретают умения

анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и

общественной выгодой, владеть необходимыми для жизни в современном обществе

навыками функциональной и коммуникативной грамотности, способствующей

социализации и интеграции в современное общество.

Список литературы

1. Носова Т. М., Шведов В. Г., Колыванова Л. А. Инклюзивное образование —

стратегическое направление современного образования России // Молодой ученый. —

2016. — №16.1. — С. 37-41. — URL https://moluch.ru/archive/120/33325/ (дата

обращения: 15.04.2019).

2.Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский – М.:

Просвещение, 1995. – 527 с.

3. Большая советская энциклопедия [сайт] https://gufo.me/dict/bse/

4.Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) [сайт] https://fgos.ru__

Комментариев нет:

Отправить комментарий