пятница, 3 января 2020 г.

Учимся вместе с детьми работать с текстом


Он (она) не понимает, это наиболее распространенное высказывание
родителей об «успехах» своих детей-учеников. Если вашему ребенку трудно
воспринимать и понимать информацию, пробуйте простые приемы и правила
работы с текстом, учитесь вместе: как правильно составить план, как
правильно конспектировать, как правильно сравнивать, составлять
логические схемы и применять способы запоминания.




Как правильно сравнивать

  • Определите цели сравнения.
  •  Что важнее узнать - черты сходства или различия?
  • Может, то и другое?
  • Отберите признаки для сравнения.
  • Установите черты сходства и различия.
  •  Сделайте вывод и объясните причины сходства и
  • различия.


Как правильно составить план

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Разделите его на части, выдели в каждой из них главную мысль. 
  • Озаглавmте части.
  • В каждой части выделите несколько главных мыслей.
  • Проверьте, все ли в тексте отражено в плане.


Способы запоминания
(В. Д. Шадриков, Л.В.,Черемошкина)


  • Группировка (разбиение материала на группы по каким-либо основаниям, например, смыслу, ассоциациям).
  • Выделение опорных пунктов (тезисы, заглавие, вопросы, цифровые данные сравнения, чем-либо выделяющиеся выражения).
  • План ( совокупность опорных пунктов).
  • Классификация (распределение каких-либо предметов, явлений,понятий по классам, группам на основе общих признаков).
  • Структурирование (установление взаимного расположения частей,составляющих целое, внутренние строение запоминаемого).
  • Схематизация (изображение или описание чего-либо в основных чертах).
  • Аналогии (установление сходства, подобия).
  • Перекодирование (вербализация или проговаривание, называние,представление информации в образной форме).
  •  Ассоциации (установление связей по сходству, смежности или противоположности).
  • Повторение информации.

Как правильно конспектировать

  • Конспект-это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
  •  Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
  • Сначала составь план.
  • Точно указывай название темы, раздела, параграфа.
  • Изложение текста даётся сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
  • В конспекте можно использовать цитаты.
  • При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут вам в работе.


Памятка по составлению логических схем

1.Просмотрите внимательно содержание материала и выпишите
заголовки, основные понятия.

2. Разделите материал на смысловые блоки и найдите связи между
понятиями, терминами.

3. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами
понятия с учётом взаимодействия между ними.

*Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в
результате построения логической схемы получится иерархическая
структура (дерево).

*Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-
следственные связи и построить логические цепочки.

*Если понятия, факты связаны хронологически, то можно построить
хронологические таблицы (таблицы последовательности).

4. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще
раз, при необходимости уточните структуру.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ

  1. ПРОСТОТА (МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СХЕМНЫХЭЛЕМЕНТОВ И ИХ СВЯЗЕЙ)
  2. ЦЕЛЕВАЯ И СМЫСЛОВАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЭЛЭМЕНТОВ ИСВЯЗЕЙ И ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ
  3. НАГЛЯДНОСТЬ СХЕМЫ (ЦВЕТОВЫЕ ОТТЕНКИ И Т.Д)

Комментариев нет:

Отправить комментарий