воскресенье, 19 мая 2019 г.

«Особенности реализации принципа наглядности в преподавании географии для детей с нарушенным слухом» (из опыта работы)

В школе для обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих и позднооглохших)   дети обучаются по программам и учебникам основного общего образования, точно таким же, что и слышащие дети с той лишь разницей, что освоение программы проходит в пролонгированные сроки. Проблема в том, что особую трудность обучающиеся испытывают при изучении устных предметов, когда параграфы учебника ни по содержанию, ни по объему непосильны для детей. 



 Ёмкую характеристику возможности детей с нарушениями слуха дал еще в 16 веке французский гуманист Мишель Монтень, который писал: «Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности». (Журнал Отоскоп, май 2011г., статья Н. Зиминой «Особенности развития детей с нарушением слуха»)
Как эффективно обучать предмету не слышащего или слабослышащего ребенка? Этот вопрос задает себе не только молодой специалист, но и учитель со стажем, находясь в постоянном поиске.
Как показывает опыт работы, практически весь успех усвоения материала зависит от объяснения учителя, а точнее, от правильного выбора методов и приемов.
Учитывая специфику нарушения детей одним из основных принципов преподавания географии для детей с нарушениями слуха становится максимальное использование принципа наглядности. Данный принцип утверждает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала и этим определяет характер процесса обучения [4, с. 17].
С психологической точки зрения наглядность — свойство психических образов. В дидактике мы расширяем понимание наглядности и переносим его на сами объекты, считая их наглядными или ненаглядными в зависимости от того, какой образ объекта (наглядный или ненаглядный) создается у ученика при его созерцании. Поэтому наглядностью называются средства обучения (макеты, модели, таблицы и т.д.), которые обеспечивают формирование у учащихся наглядных психических образов, т. е. образов, доступных и понятных для них [4,с. 21].
К признакам наглядности Т.С.Назарова и Е.С. Полат относят доступность восприятия (для понимания); достоверность формируемых образов; визуализацию основных понятий (как возможность показа, демонстрации, презентации объекта или явления, его отдельных сторон, признаков) [3].
Поэтому перед учителем географии, учебного предмета, приоритетно развивающего пространственное мышление учащихся возникает ряд задач:
  • обеспечить восприятие предмета изучения, с формированием глубокого представления о нем;
  • создать условия для освоения существенных характеристик изучаемых на уроке географии явлений, совместно с учеником выявляя суще­ственные черты изучаемого материала.
Т.е., через наглядность, активизацию восприятия детей с нарушениями слуха и формирование углубленных представле­ний стимулировать у детей формирование понятий, законов, теорий.
Если этого не происходит, наглядность тормозит формирование знаний и развитие мышления. Основная функция наглядных методов — обеспечение обучающихся конкретным образным материалом [1].
Предмет география не мыслим без наглядных средств, и поэтому находится в более выгодном положении в сравнении с другими дисциплинами. Главное, правильно отобрать, сформировать и использовать наглядность. И тогда любую тему урока географии можно преподнести с помощью фотографии, картины, рисунка, схемы, таблицы, опорного логического конспекта и т.д.
Чаще всего на уроках географии используется «лист - опорный конспект», который удобен тем, что его можно использовать не только в определенный момент урока, в зависимости от целеполагания, но и на любом этапе изучения темы. Для этого необходимо соблюдать несколько требований, почти таких же, как и при составлении логически – опорного конспекта (ЛОК):
  • по оформлению, «лист - опорный конспект» (фото, рисунок, схема) должна быть понятна ученику и не пугать его объемом с первого же взгляда;
  • уместиться на один лист форматом А4;
  • цветовая гамма должна соответствовать содержанию и обозначениям на картах (например, объекты рельефа от желтого до коричневого, водные объекты соответственно сине-голубых оттенков).
Важно создать схематический конспект (рисунок) в логической последовательности, очень кратко, таким образом, чтобы каждый ребенок в конце объяснения смог, опираясь на схему в своей тетради и ключевые слова, ответить по теме на вопросы, составить рассказ. Например, в схеме «Круговорот воды в природе» дети называют ключевые слова: океан, испарение, конденсация, облака, осадки. Роль учителя в оказании помощи учащимся в составлении рассказа. Потребность этого в том, что чаще всего данная категория детей отвечает набором слов, а не предложениями. Поэтому схему, рисунок как помощника в формировании не только знаний, но и речи ребенка трудно переоценить.
При составлении листов-конспектов учебный материал разделяется на смысловые блоки, которые состоят из малых логических блоков, схематических рисунков, объединенных контуром, а затем подбираются фотографии (что не трудно, при использовании ресурсов интернета). Все смысловые блоки тесно связаны между собой по содержанию и создают возможности для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;
К примеру, один вариантов работы с листом-конспектом по теме «Волны в океане» учащихся 6 класса. Анализируя первый блок, фотографии штиль и шторм, обучающимся задается вопрос: « Почему бывает штиль и шторм?», и подвести учащихся к выводу о причине возникновения ветровых волн. Информация во втором блоке указывает на масштаб и возможное место возникновения цунами, отмечается, что это явление - стихийное бедствие, а фотография показывает само явление. Причину возникновения цунами нужно попросить детей найти в учебнике, желательно указав страницу и абзац, если текст большой. В третьем блоке находятся три фотографии, две из них предлагается сравнить. Выясняется, что они одинаковы, но где вода на втором изображении? Подсказка в следующем фото и демонстрация действия магнита должна натолкнуть учеников на правильный вывод. Записи в тетради ученики оформляют в виде таблицы «Волны и их причины возникновения», раскрывая причинно-следственные связи.
Обратная сторона листа содержит словарь по данной теме, который целесообразно для учащихся аннотировать, проконсультировавшись с сурдопедагогом. Кроме словаря на второй стороне листа размещен личностно-значимый (спорт, отдых) и справочный материал, а так же информация для расширения кругозора.
Иногда необходимо на уроке представить материал в форме единого опорного логического конспекта, содержащего несколько тем, для того, что у учащихся сложилось представление о целостности объекта.
Практика показывает, что на уроке географии проблематично изучение и усвоение определений. Не секрет, что особенно начальный курс географии, изучаемый в 6 классе, является фундаментом географических знаний, а его содержание насыщено географической терминологией. Дети с нарушением слуха часто испытывают трудности в произношении окончаний и постановке ударений. Так, например, слово – глубина известно им, но – понятие глубины вызывает растерянность. Как правило, происходит заучивание определения без его понимания. Но возникают большие проблемы при воспроизведении данного определения, если вдруг какое-либо слово выпадает из общего зазубренного набора слов. Поэтому, сложные в понимании и произношении определения адаптируются. Например, понятие «географическая широта» – это расстояние в градусах от экватора до нужной точки». Поэтому организуется сопровождение данного определения наглядностью (в данном случае подойдет рисунок в учебнике) и образцом действия (показ на карте полушария у доски, с обозначением точки и прикреплением красной и черной полосок, показывающих расстояние в северном полушарии и южном).
Одно из «белых пятен» в методике преподавания географии - это организация и проведение практических работ по географии. Она полностью решается только учителем. Учитывая, что основа системы практических работ - это работа с картой, то задача состоит в обеспечение условий для формирования основ картографических умений учащихся. Учащиеся должны научиться определять географические координаты различных объектов, направления по сторонам горизонта, взаиморасположение объектов по сторонам горизонта, абсолютные и преобладающие высоты и глубины, овладеть приемами чтения карты (читать легенду карт, находить и определять географическое положение, характеризовать физические объекты).
Данный объем очень сложен для учащихся коррекционной школы. Поэтому используется подход О.В. Крыловой, которая предлагает соблюдать этапность при формировании картографических знаний и умений [2]. Один из примеров этого - диагностическое задание «Определите, в каких полушариях находятся материки и океаны, и заполните таблицу»:

Материк, океан
Северное полушарие
южное
западное
восточное
Африка

И лишь при правильном выполнении этого задания происходит переход на следующий уровень – определение географической широты и долготы.
Реализация принципа наглядности в преподавании географии для детей с нарушенным слухом позволяет сформировать у детей знание географических понятий, объектов и явлений, т. е. способствует созданию дидактического образа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий